Главная
Будущее Российской Энергетики
Пресс-центр > Последние новости >

Последние новости

17.10.2016

На строительство двух судов для сейсморазведки на шельфе Арктики выделено 15 млрд рублей.

Соответствующее распоряжение подписал президент России Владимир Путин. На эти средства предполагается построить современные корабли, оснащенные всем оборудованием, необходимым для проведения 3D сейсморазведки.


В настоящее время более 90% российского сейсморазведочного флота находится в ведении "Росгеологии". Как отмечает гендиректор "Росгеологии" Роман Панов, модель финансирования будущего строительства сейчас прорабатывается, но, предположительно, часть средств будет привлечена из внебюджетных источников.

15 млрд рублей, выделенных на проект, может не хватить на строительство даже одного судна

Как отмечает член-корреспондент РАН Василий Богоявленский, заведующий лабораторией «Шельф», дополнительно под этот проект придется привлекать сумму, сравнимую с уже выделенными средствами.

"Все ведущие морские геофизики, включая высокопрофессиональных бывших руководителей СМНГ и ДМНГ, давно говорили и писали служебные записки о необходимости расширения возможностей российского геофизического флота, потому что большая часть судов имеет возраст около 25-30 лет. Исключением является судно "Вячеслав Тихонов", который может проводить сейсморазведку 3D с 8 сейсмокосами и находится в ведении "Совкомфлота", но и он по западным меркам тоже устарел.

Еще есть два судна, которые имеют маломощное устаревшее оборудование (по 4 сейсмокосы), с которым можно делать работу только для небольших площадей. Конечно, с учетом заявленных планов по освоению участков на шельфе, дефицит судов для сейсморазведки 3D имеется.

Мы везде выступаем за то, чтобы локализовать производство в России. Но пока что все наши суда полностью оснащены зарубежным оборудованием. Отечественные аналоги существуют для сейсморазведки 2D, но напрямую не пригодны для реализации 3D. К сожалению, мы в этом высокотехнологичном направлении очень сильно отстали от Запада.

Стоимость строительства современного геофизического судна для сейсморазведки 3D на Западе составляет порядка 200 млн долларов. 15 млрд рублей – это около 250 млн долларов. Но если учесть, что на Западе такое производство поставлено на поток, а у нас это будет единичные (один-два) экземпляры, строительство и оснащение которых обойдется дороже, чем на Западе. Очень многое придется разрабатывать с нуля, что потребует время и дополнительные средства. Закупить за рубежом с учетом санкций будет сложно. В Китае купить можно, но их качество пока уступает западному.

Для России это будет первый опыт строительства судов такого типа.

А собственного опыта для строительства таких судов в России просто нет. В связи с этим я считаю, что выделенных средств не хватит для строительства двух 3D судов. Получится, что начинаем с одной суммы, а в итоге будет другая, почти в два раза больше. Особенно важно то, что под большим вопросом находится качество и надежность в работе таких судов.

Суда-то мы построим и даже погрузим какое-то оборудование, но если произойдет какой-то сбой в одном из узлов, все очень дорогое забортное оборудование придется пускать под замену и это будут многомиллионные (в долларах) убытки. Такие ситуации периодически происходят даже с современными западными судами, где, казалось бы, все отлажено. Подобная история была и с "Вячеславом Тихоновым", который после торжественной церемонии вышел на работу на черноморском участке компании "Роснефть", и в первые же несколько дней произошел сбой оборудования, после чего судно ушло на длительный и дорогостоящий ремонт.

Так что при всем моем оптимизме, я вынужден констатировать, что проект сырой. С ведущими геофизиками страны он не согласован. Если существует цена, значит, существует проект. Но мы этот проект не видели. Считаю целесообразным создать общественный совет из ведущих геофизиков страны, которым предоставили бы техническую документацию для независимой экспертизы, чтобы не возникла ситуация как по известной поговорке Черномырдина: "хотели как лучше, получилось как всегда", - прокомментировал он ФБА "Экономика сегодня".

Инна Усова

ИСТОЧНИК: Экономика сегодня

© 2001- 2016 ИПНГ РАН