Главная
Будущее Российской Энергетики
События > Конференции >

Конференции

18-20 октября 2011 года

AEE 2012

Каким должно стать международное сотрудничество по арктическому шельфу и какие технологии и средства необходимо будет привлечь к освоению Арктики, профессионалы отрасли обсудят на трехдневной конференции и выставке AEE 2011, которая пройдет с 18 по 20 октября на территории Всеросийского выставочного центра.


Выставка, в которой примут участие представители десятков российских и зарубежных нефтегазовых компаний, таких как BP, «Роснефть», Total, организована компанией Reed Exibitions и обществом инженеров-нефтяников.

Сопредседатели конференции – исполнительный вице-президент ТНК-BP Сергей Брезицкий и проректор по международной работе РГУ нефти и газа им. Губкина Анатолий Золотухин. «Мы хотели бы на этой конференции поставить перед научной и производственной общественностью вопросы; скорее поставить, чем решить», – отметил в приветственном слове к участникам конференции профессор Золотухин, по словам которого «освоение Арктики – это задача не одной компании и даже не одной страны, это глобальная задача».

По мнению Брезицкого, освоение арктической территории даст стимул к развитию инноваций, а также смежных отраслей, связанных с индустрией нефти и газа. «Будущее ТНК-BP связано с этим регионом», – отметил Брезицкий, имея в виду планы компании по увеличению добычи на Ямале.

По мнению экспертов, подобные выставки и конференции представляют собой отличную возможность для профессионального обмена мнениями о перспективах арктических исследований. «Если переводить с дипломатического языка на обычный, возможно, мы стоим на пороге превращения Арктики в регион, представляющий интерес для народного хозяйства», – сообщил НГЕ профессор кафедры механики сплошных сред и морского нефтегазового дела Мурманского университета Александр Пампуша.

Профессор Пампуша, один из участников конференции, среди ключевых проблем освоения Арктики называет необходимость создания нормативно-правовой базы для работы «в высоких широтах», которая поможет добывать нефть в регионе. Специалистам придется справляться и со множеcтвом практических задач. «Возьмем вопрос оледенения конструкций плавучих платформ – это проблема, которую придется решать», – сказал ученый.

Темы конференции также включают технологии бурения и строительства скважин – о них расскажут представители компании Halliburton. Представители компании «Газпром» поделятся с участниками конференции опытом строительства морских трубопроводов – с докладом выступит представитель института «Газпром ВНИИГАЗ» Татьяна Лапина, автор нескольких авторитетных исследований в этой области.

О том, как проводить поисково-разведочные работы в условиях сурового арктического климата с участниками конференции собирается также поделиться французская компания Total, у которой есть немалый опыт работы в подобных условиях. Cреди проектов компании – проведение операций в таких сложных областях, как Баренцево море и российская тундра. Новые участки, на которых работает компания, также представляют собой настоящее «белое безмолвие»: Термокарстовое месторождение и проект «Ямал СПГ» в Ямало-Ненецком автономном округе. Трудностям добычи в тяжелых условиях Арктики будет посвящен и доклад Гиера Утскота, менеджера по Арктике компании Schlumberger.

Участников конференции ждет подробный рассказ о текущем состоянии дел в разработке нефтегазовых месторождений на участках США, России, Канады, Гренландии и Норвегии. Внимание будет уделено и геологоразведке – с рассказом о перспективах и проблемах этой сферы в приложении к Арктике выступит вице-президент компании Shell Exploration по геологоразведке в России и СНГ Кристиан Букович.

Разработка нефтегазовых ресурсов российского участка Арктики, которую премьер-министр Владимир Путин назвал одной из приоритетных задач, невозможна без госпрограммы разведки арктического шельфа, иностранного капитала и гибкой налоговой политики. Эти тезисы изложены в докладе сопредседателя конференции, профессора РГУ нефти и газа Анатолия Золотухина: «Углеводородные ресурсы Арктики».

Интересно, что, рассуждая о налоговой политике в отношении освоения Артики, часть экспертов предлагает применить к иностранным участникам старое доброе «Соглашение о разделе продукции». По мнению старшего партнера компании «Русин и Векки», Сергея Лазарева, применение подобного соглашения поможет обеспечить страховку иностранным партнерам. «Иностранный инвестор понимает, что может оказаться в ситуации, когда государство поменяет правила игры», –говорит Лазарев в интервью «Интерфаксу».

Сегодня потенциальные запасы российского арктического шельфа оцениваются в 100 млрд т нефтяного эквивалента, извлекаемые запасы – в 66 млрд т нефтяного эквивалента. При уровне добычи 500 млн т нефтяного эквивалента в год, запасов хватит на 130 лет, отмечается в докладе профессора Золотухина. Однако понятно, что промышленная добыча нефти в Арктике невозможна без восстановления полномасштабного судоходства по Северному морскому пути.

Запланированное в ближайшее время принятие закона о Севморпути как нельзя кстати: в декабре должно быть принято окончательное решение по разработке газоконденсатного Штокмановского месторождения, запасы которого оцениваются в 3,9 млрд т газа.

По мнению гендиректора «Совкомфлота», бывшего министра транспорта Сергея Франка, изложенного им в интервью «Российской газете», перевозка по Северному морскому пути значительно сократит расстояние и сэкономит топливо для судов. «Государство возвращается в Арктику, и это хороший сигнал инвесторам и специалистам», – говорит зампред думского комитета по энергетике Валерий Язев.

«Через Арктику лежит кратчайший путь между рынками Европы и Азии», – отметил на недавнем международном арктическом форуме в Архангельске премьер Владимир Путин, пообещав собравшимся, что закон о Севморпути будет принят еще Думой текущего созыва до парламентских выборов. В законе четко оговаривается акватория Северного морского пути и определяется ответственный за его функционирование административный орган.

Россия серьезно настроена на освоение арктического шельфа. Свидетельство тому – недавнее соглашение между крупнейшей государственной российской нефтяной компанией «Роснефть» и американской компанией ExxonMobil по освоению ресурсов Арктики. Компании собираются создать научный центр для шельфовых разработок в Санкт-Петербурге, а также вести совместную работу по созданию буровых и платформ для работы в Арктике. По контракту американская сторона будет также выполнять для «Роснефти» геологоразведку в регионе.

Сделка с американским нефтяным гигантом важна для России, прежде всего, возможностью доступа к передовым технологиям. В свою очередь, для США, которые не присоединились к соглашению ООН по морскому праву, сотрудничество с «Роснефтью» – это возможность получить «входной билет» в Арктику.

Однако для того, чтобы возвращение в Арктику стало триумфальным, России необходимо решить одну из главных проблем – обновить стареющий ледокольный флот страны.

Сегодня большинство ледоколов выработали свой ресурс, и если положение не изменится, через некоторое время страна останется без ледокольного флота. Министр транспорта Игорь Левитин обещает исправить ситуацию.

По словам Левитина, на строительство новых российских ледоколов будет направлено более 20 млрд рублей в течении ближайших трех лет. После подобных обещаний сразу вспоминается христоматийная фраза классика «лед тронулся», но для того, чтобы «командовать парадом» в Арктике, России придется немало потрудиться.

ИСТОЧНИК: Oil&Gas Eurasia

© 2001- 2016 ИПНГ РАН